Маркетинговые ииследования рынка

 

Стараясь максимально угодить постоянно меняющимся требованиям рынка, производители оптической наблюдательной техники выпускают все новые и новые серии, отличающиеся не только функциональными возможностями, но и назначением. Например, сегмент биноклей представлен сейчас на рынке следующими категориями: астрономические, туристические, охотничьи и рыболовные, театральные, морские, полевые, цифровые и др.

Растущий интерес к спорту, охоте, туризму, астрономии предполагает дальнейший рост рынка наблюдательных оптических приборов в России.

В отчете, подготовленном агентством, представлена подробная информация о производстве, импорте, экспорте и рынке в целом как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Объем и динамика российского рынка

Объем рынка наблюдательных оптических приборов в России в 2019 г. составил в натуральном выражении 335 460 шт.

Диаграмма 1. Объем и темпы прироста рынка наблюдательных оптических приборов в России в 2015-2019 гг., шт., %.

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group.

Рынок наблюдательных оптических приборов состоит из четырех сегментов: «Бинокли», «Зрительные трубы», «Монокуляры» и «Телескопы». Наиболее крупным сегментом рынка в стоимостном выражении является «Бинокли». Его объем в 2019 г. составил 5 793,4 $ тыс. – 46,9% от стоимостного объема рынка.

Диаграмма 2. Доли сегментов в объеме рынка наблюдательных оптических приборов в России в 2019 г., % от стоимостного объема рынка.

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group.

* Указаны условные доли.

Часто информация об объемах производства продукции не содержится в данных ФСГС РФ (Росстат) и процесс ее получения является очень трудоемким и сложным. В текущем исследовании мы имеем дело именно с таким случаем.

Сведения о ряде производителей были получены в результате анализа показателей их финансово-хозяйственной деятельности, информации из открытых источников об их деятельности, мнений экспертов и наших собственных знаний о компаниях. Также мы провели интервью с производителями и получили сведения как о них самих, так и о деятельности их конкурентов. Кроме того, информацию об объемах производства и ценах мы получили, вступив в переговоры с производителями в завуалированной форме (Mystery-Shopping) от имени потенциального заказчика.

В отчете представлена информация о производстве по субъектам федерации, по производителям и по сегментам.

В 2019 г. в России было произведено 22 447 шт. наблюдательных оптических приборов. Наибольшую долю в структуре производства занимает производство монокуляров и биноклей. Количество произведенных телескопов составило в 2019 г. 2 932 шт. – 13,1% от объема производства всех наблюдательных оптических приборов в России.

Наибольший объем производства наблюдательных оптических приборов в натуральном выражении приходится на ОАО «Казанский оптико-механический завод (КОМЗ)». В цехах этого крупнейшего отечественного производителя в 2019 г. было произведено 66,2% всех наблюдательных оптических приборов в России. Также крупными отечественными производителями наблюдательных оптических приборов являются: ОАО ПО "НОВОСИБИРСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД", ПАО "КРАСНОГОРСКИЙ ЗАВОД ИМ. С.А. ЗВЕРЕВА", АО «ЛЫКТАРИНСКИЙ ЗАВОД ОПТИЧЕСКОГО СТЕКЛА (ЛЗОС)».

Диаграмма 3. Доли производителей в общем объеме производства наблюдательных оптических приборов в России в 2019 г., % от натурального объема.

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group.

* Указаны условные доли.

Во всех сегментах рынка наблюдательных оптических приборов наблюдается высокая доля импорта. Наибольший объем экспорта наблюдался в 2019 г. в сегменте «Бинокли» - 263,4 $ тыс., наименьший – в сегменте «Монокуляры».

Раздел импорта и экспорта в отчете содержит информацию о поставках:
  • по сегментам;
  • по брендам;
  • по сегментам и брендам;
  • по странам происхождения;
  • по странам назначения.

В 2019 г. стоимостной объем импорта наблюдательных оптических приборов составил 7 114 $ тыс. Наибольшую долю в объеме импорта занимают бинокли и телескопы – 3 818,5 $ тыс. и 2 708,8$ тыс. соответственно в 2019 г.

Диаграмма 4. Объем и темпы прироста импорта наблюдательных оптических приборов в Россию в 2015-2019 гг., $ тыс., %.

Источник: расчеты Discovery Research Group по данным ФТС РФ.

В сегменте «Бинокли» лидерство по объему импорта принадлежит компании ЗАО «Белтекс Оптик». В сегменте «Телескопы» лидерство по объему импорта принадлежит бренду SKY-WATCHER. В 2019 г. было импортировано в Россию 15 814 телескопов под этим брендом.

В сегменте «Бинокли» лидерство по объему экспорта принадлежит компании VEBER, в сегменте «Зрительные трубы» - АО КАЗАНСКОМУ ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКОМУ ЗАВОДУ.

Конкурентный анализ

Конкуренция на рынке оптической техники достаточно высока. Еще несколько десятков лет назад основными производителями наблюдательной оптической техники были японские компании, выпускающие продукцию под брендами Canon, Nikon, Olympus. В настоящее время эти компании теряют свою долю на российском рынке оптических наблюдательных приборов из-за растущей конкуренции со стороны американских, европейских и китайских компаний.

Ведущими брендами, представленными на рынке наблюдательных оптических приборов, являются LEVENHUK, NIKON, YUKON, BRESSER, CELESTRON, HELIOS, OUTVENTURE, ZEISS, VEBER, БАЙГЫШ, СЛЕДОПЫТ, MEADE, SKY-WATCHER, DOFFLER, QUECHUA, ATLAS FOR MEN, ФАРВИЖН и другие.

В натуральном выражении лидером в сегменте биноклей в России стала компания ЗАО "Белтекс Оптик", импортирующая в Россию бинокли под брендом YUKON и PULSAR. Ее доля составила в 2019 г. 15,1%. Доля российского производителя биноклей АО «КАЗАНСКИЙ ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД», реализующего продукцию под брендом «Байгыш» составила 1,7%.

Диаграмма 5. Доли брендов в общем объеме сегмента биноклей в России в 2019 г., % от натурального объема сегмента.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

* Указаны условные доли

Основную долю в сегменте зрительных труб в России занимает отечественный производитель АО «КАЗАНСКИЙ ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД», реализующий продукцию под брендом «Байгыш». Его доля составила в 2019 г. в стоимостном выражении 30,8%. Второе место занимает бренд LEVENHUK.

Лидером по продажам монокуляров в России стал американский бренд LEVENHUK. Его доля в натуральном выражении составила 21,3% в 2019 г.

Лидером на рынке наблюдательных оптических приборов по продажам телескопов стала китайская компания Suzhou Synta Optical Technology, импортирующая в Россию недорогие, но качественные телескопы под брендом SKY-WATCHER. Ее доля рынка составила в 2019 г. 44,2% в стоимостном выражении.

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке: